Методы сбора первичной информации

Легендированное интервьюирование

Для исследований b2b рынков наряду с экспертным интервью наиболее эффективным является легендированные интервью.

Именно с помощью легендированных интервью удается выяснить сведения составляющие коммерческую тайну предприятия - объёмы продаж, условия взаимодействия, система скидок и т.п.

Ключевой особенностью метода является создание вымышленного образа интервьюера в сознании интервьюируемого.

В целом порядок реализации метода соответствуют экспертному интервью, но на предварительном этапе "погружения" в тему и образ уделяется намного больше внимания, особенно - терминологии, зависимостям и последним событиям происходящих у участников рынка.

Если в обычном экспертном интервью незнание предмета изучения простительно, то в случае Легендированного интервью мы обязательно должны выглядеть профессионалами, так как это может привести к раскрытию легенды интервьируемым и невозможности получения сведений при повторном заходе.

Соответственно, и сценарий получения необходимых сведений разрабатывается более тщательно - продумываются детали легенды, готовятся ответы на "проверочные" вопросы, которые могут быть заданы интервьюируемым и пр.

Именно поэтому, иногда для десятиминутного интервью требуется неделя для  прохождение спецкурса соответствующего ВУЗа.

Основной этап легендированного интервью включает в себя не только розыск осведомленных лиц и получение сведений согласно легенде, но и купирование интервью или маскировку следов интервью, не исключено продолжение контактов и после интервью.

Это связано с тем, что именно мотив легенды с одной стороны позволяет получить необходимые сведения, но с другой стороны именно этот мотив засталяет интервьюируемого надеяться на продолжение контакта.

Как в случае и с Экспертным интервью, в случае некомпетености респондента, недостаточности полученных сведений, наличия противоречий - ищется решение поставленной задачи в полном объеме, чаще всего - подбирается другое контактное лицо для уточняющего интервьюирования, возможно - с корректировкой легенды.

Недостаток метода - трудность получения сведений, требующих времени для подготовки ответа, в том числе - письменного. Это требует обратного контакта, возможно - личной встречи или посещения офиса интервьюера. В этом случае чаще всего используется Экспертное интервью или Таинстенный покупатель на рынке b2b.