1. Описание моделей организации рынка контейнерных перевозок производится на основании детального анализа лучших практик в европейских странах с максимальным контейнерооборотом:
- Германия;
- Бельгия;
- Нидерланды;
- Испания;
- Италия;
- Чехия;
- Словакия.
2. Исследуемые сегменты рынка
- Оперирование специализированным подвижным составом (ж/д платформы).
- Перевозка контейнеров железнодорожным транспортом (услуги тяги);
- Перевозка контейнеров автомобильным транспортом;
- Перевозка контейнеров речным транспортом;
- Перевозка контейнеров морским транспортом;
- Подача контейнера грузоотправителю;
- Разработка логистической цепочки для грузоперевозки;
- Экспедирование грузовых отправок;
- Погрузка/выгрузка грузов из/в контейнеры;
- Хранение, погрузка-разгрузка контейнеров (логистические терминалы).
3. Границы специализации и диверсификации деятельности участников рынка контейнерных перевозок
- Варианты типичной структуры по разным видам деятельности для участника рынка контейнерных грузоперевозок.
- Допускаемого пересечения разных видов деятельности в рамках одной компании, синергетические процессы и услуги (дополняющие друг друга виды деятельности).
- Возможного разделения видов деятельности между разными игроками рынка (непересекающиеся виды деятельности).
- Участниками рынка контейнерных грузоперевозок, представляющими интерес для целей исследования являются:
- Логистические операторы (freight forwarder), занимающиеся организацией перевозок, такие как Kuehne Nagel, DB Schenker, DHL и пр.
- Операторы европейских морских и речных портов, в которых есть контейнерные терминалы (зачастую они же являются собственниками терминалов), таких как Роттердам, Антверпен, Гамбург и пр.
- Собственники контейнерных терминалов, расположенных в портах и припортовой зоне, а также расположенных в материковой Европе.
- Операторы железнодорожной тяги и инфраструктуры, обеспечивающие перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, такие как Deutsche Bahn, SNCF и пр.
- Операторы подвижного состава для железнодорожных перевозок контейнеров (платформы).
- Крупные грузоотправители, грузополучатели контейнерных грузов (из разных отраслей).
4. Характеристики и карта рынка контейнерных грузоперевозок железнодорожным транспортом в Европе
- Объем рынка железнодорожных перевозок контейнерных грузов за 2008-2009 годы.
- Темпы выхода из кризиса железнодорожных контейнерных перевозок.
- Структура рынка контейнерных перевозок по группам перевозимых грузов.
- Процент контейнеризации перевозок железнодорожным транспортом, динамика его изменения (в т.ч. по отдельным типам грузов).
- Показатели ключевых игроков на рынке контейнерных перевозок, концентрация участников рынка и уровень конкуренции в сегменте.
- Сезонность железнодорожных контейнерных перевозок.
- Ключевые маршруты перевозок контейнерными поездами (перевозки из/в порты, внутриконтинентальные перевозки и пр.), количество точек отправки / доставки грузов и факторы выбора именно этих маршрутов.
- Доля перевозок контейнерными поездами в общем объеме железнодорожных контейнерных перевозок, факторы формирования контейнерных поездов.
- Доля контейнерных железнодорожных перевозок по расписанию (по жестким ниткам графика), «чартерных» перевозок и «регулярных чартерных» перевозок (по заполнению контейнерного поезда), факторы и критерии формирования и изменения соответствующей структуры
- Показатели ключевых игроков на рынке логистических операторов и уровень конкуренции в сегменте.
5. Анализ продуктового предложения – типичной услуги – железнодорожных перевозчиков контейнерных грузов. Анализ основных моделей построения логистических цепочек и их характеристики:
- Типичные схемы работы между грузоотправителями, грузополучателями, логистическими операторами, контейнерными терминалами, перевозчиками.
- Базовые положения контрактных взаимоотношений между участниками рынка:
- Сроки (разовые, краткосрочные, долгосрочные взаимоотношения), критерии заключения долгосрочных контрактов.
- Наличие посредников / преимущественно прямые контракты между грузоотправителями и перевозчиками, факторы выбора схемы работы.
- Количество партнеров среди операторов подвижного состава у логистических операторов / грузоотправителей.
- Зафиксированные минимальные обязательства по грузоперевозкам со стороны логистического оператора / грузоотправителя.
- Базовое предложение контейнерного перевозчика:
- частота курсирования;
- длина контейнерного поезда;
- сроки и технология формирования контейнерных поездов;
- скорость курсирования;
- наличие обратной загрузки;
- требования к минимальному числу вагонов со стороны одного грузоотправителя для включения в контейнерный поезд;
- перевозки единичных контейнеров;
- использование «хабовых» операций при организации перевозки контейнерными поездами,
- и пр.
- Типичные «пакеты» услуг, востребованный со стороны грузоотправителя транспортный продукт (в дополнение к грузоперевозке) из числа:
- Разработка логистической цепочки;
- Организация мультимодальной перевозки («от двери до двери»);
- Оформление документов;
- Таможенная очистка грузов;
- Сопровождение грузов;
- Затарка, растарка контейнеров;
- Погрузка-разгрузка, хранение контейнеров;
- Дополнительные сервисы на разных этапах взаимодействия с клиентом
- И пр.
- Структура типичного ценового предложения контейнерного перевозчика:
- Состав услуг, включенных в базовые ставки (предоставление контейнеров, тяги, доступа к инфраструктуре, терминальные услуги, таможенные операции и пр.).
- Система предоставления скидок (принципы предоставления скидок, возможные уровни скидок).
- Типичная структура прямых издержек контейнерного перевозчика.
6. Рынок контейнерных логистических терминалов
- Существующая сеть контейнерных терминалов (перевалка, накопление), их основные характеристики.
- Роль терминалов в логистических цепочках (контейнерные терминалы в портах, «хабовые» операции на железнодорожном транспорте и пр.).
- Ориентация терминалов на автомобильный и железнодорожный транспорт;
- Собственники ключевых контейнерных терминалов (порты, логистические операторы, железнодорожные компании и пр.).
- Показатели ключевых игроков на рынке контейнерных терминалов, концентрация участников рынка и уровень конкуренции в сегменте.
7. Конкуренция между различными видами транспорта при грузоперевозках контейнеров
- Перевозка контейнеров автомобильным транспортом в рамках мультимодальной перевозки, включающей железнодорожный транспорт.
- Перевозка контейнеров автомобильным транспортом как альтернатива железнодорожной перевозке.
- Перевозки контейнеров речным транспортом (например, по р. Дунай) как альтернатива железнодорожной перевозке.
- Перевозка морским транспортом как звено большинства международных (например, из Китая) логистических цепочек.