Этап 1. Маркетинговое исследование рынка магистральных локомотивов России и стран СНГ
1.1. Характеристика рынка магистральных локомотивов России и стран СНГ
Характеристика рынка локомотивов (электровозы и тепловозы) включает следующую информацию:
а) Профили существующих и потенциальных производителей магистральных локомотивов, имеющих производственные площадки на территории России и стран СНГ, включая: общие сведения о производителе; описание производственных мощностей и их потенциала, время присутствия на рынке; долю на рынке; структуру собственности, дочерние и материнские компании; объёмы производства в 2010—2012 гг., ассортимент выпускаемой продукции и её стоимость; официально заявленные планы производства до 2020 г.; объёмы и направления поставок.
б) Анализ намерений производителей по созданию новых производственных площадок на территории России и стран СНГ или по выходу с продуктами, производимыми за рубежом, на рынок России и/или стран СНГ.
в) Характеристика модельной и возрастной структуры парка магистральных локомотивов железнодорожных администраций и частных собственников (промышленные предприятия, операторы). Классификация по сериям, типу подвижного состава (переменного и постоянного тока, двухсистемные), диапазону мощности, типу тягового электропривода и по географическому принципу (по железным дорогам России и стран СНГ).
г) Характеристика спроса на рынке магистральных локомотивов за 2010— 2012 гг. Структура парка подвижного состава, Находящего в собственности ОАО «Российские железные дороги», администраций железных дорог стран СНГ и частных компаний: объём, закупок подвижного состава в 2010—2012 гг.; стоимость закупаемого подвижного состава; описание системы ценообразования, критерии, предъявляемые потребителями к новым локомотивам; количество подвижного состава по моделям, мощности, типу тягового электропривода и годам выпуска.
д) Выводы по текущему состоянию рынка магистральных локомотивов:
оценка уровня конкуренции на рынке по типу подвижного состава; оценка конкурентных преимуществ и недостатков производителей подвижного состава; определение ёмкости рынка и уровня его насыщения.
1.2. Исследование динамики развития рынка магистральных локомотивов России и стран СНГ
Исследование динамики развития рынка магистральных локомотивов (электровозы и тепловозы) включает следующую информацию:
а) диагностика изменений потребительских предпочтений; анализ факторов, влияющих на принятие решения о покупке. Анализ планов закупок локомотивов до 2020 г.
б) Экспертная оценка основных тенденций и перспектив развития производства локомотивов, включая локомотивы с использованием сжиженного природного газа: зарубежный опыт, применимость в условиях России.
в) Анализ перспектив развития закупки магистральных локомотивов со стороны железнодорожных администраций и частных собственников до 2025 года при либерализации рынка тяги. Формирование сценариев развития при быстрой либерализации, поэтапной либерализации.
г) Анализ соответствия мировых тенденций локомотивостроения и условий эксплуатации действующей нормативно-правовой базе в России.
д) Описание, анализ и прогноз развития рынка модернизации и сервиса локомотивов до 2020 г. Мировые тенденции развития рынка сервиса локомотивов и описание системы сервиса зарубежных производителей. Оценка потребности развития сервисной сети для потенциального нового игрока — производителя магистральных локомотивов.
е) Составление оценочного прогноза изменений потребительских предпочтений на рынке магистральных локомотивов. Анализ перспектив изменения спроса на основе официально заявленных планов закупок локомотивов, потребностей в обновлении существующих локомотивов со стороны жд администраций и частных собственников.
1.3. Рекомендации по выбору рыночной ниши и продукта для выхода на рынок магистральных локомотивов (включая газомоторные)
а) Выявление и описание свободных ниш на рынке магистральных локомотивов или ниш, где спрос недостаточно удовлетворён. Анализ условий для расширения присутствия нового производителя на рынке и захвата ниш конкурентов.
б) Разработка рекомендаций по выбору продукта для выхода на рынок нового производителя: определение наиболее целесообразных параметров такого продукта, оптимального ценового диапазона, экспертная оценка экспортного потенциала продукта.
2. Этап 2. Концепция создания и развития локомотивного оператора.
2.1. Обоснование создания локомотивного оператора и его развитие.
Обоснование должно включать следующую информацию:
а) Описание рыночных предпосылок и нормативной базы для создания частного оператора локомотивов в России, на основе опыта либерализации рынка грузовых вагонов и положений Структурной реформы российских железных дорог. Существующая тарифная политика и описание маршрутов, тарифов, условий работы и доходности работы частных собственников локомотивов в России (примеры).
b) Предложение наиболее целесообразной формы и структуры предприятия.
c) Обоснование и описание этапности создания и порядка функционирования компании, наиболее целесообразные варианты развития предприятия (первый этап - выделение маневровой тяги, следующий этап-магистральная тяга с закупкой локомотивов с собственного производства или бу или иные варианты).
d) Экспертная оценка наиболее целесообразных маршрутов эксплуатирования локомотивов такого локомотивного оператора, потенциальных заказчиков, потребный объем локомотивов до 2020 года (с указанием типов и мощностного ряда).
2.2. Экономическая оценка функционирования локомотивного оператора.
а) Формирование сценариев развития перевозочной и экономической деятельности локомотивного оператора до 2020 года с учетом либерализации рынка тяги, изменения тарифной политики, нормативной базы и в условиях противодействия либерализации рынка тяги со стороны ОАО РЖД.
в) Влияние увеличения стоимости компании до 2020 года на капитализацию Заказчика.
с) Обоснование сроков, условий и целесообразности вывода компании оператора на РО, целесообразности последующей продажи компании или её доли.
д) Экспертная оценка наиболее целесообразных ставок и тарифов локомотивного оператора и их динамика до 2020 года.
е) Создание экономической модели работы оператора до 2020 года.
География исследования: России, страны СНГ (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Украина), Монголия.