Анализ конкурентов — это систематическое исследование деятельности компаний, предлагающих аналогичные товары или услуги. Цель такого анализа - получить глубокое понимание рыночной ситуации, выявить сильные и слабые стороны конкурентов, определить свои конкурентные преимущества и разработать эффективную стратегию развития.
Ценность анализа конкурентов:
-
Помогает выявить тренды, новации, новые возможности для роста и развития бизнеса
-
Позволяет оценить Заказчику собственную конкурентоспособность на рынке
-
Предоставляет информацию для принятия взвешенных решений в области развития технологий, продуктов, маркетинга, продаж и других бизнес-процессов
Как результат — разработка и реализаций стратегии, которая позволяет обойти конкурентов.
Составляющие анализа конкурентов:
-
Определение прямых и косвенных конкурентов
-
Сравнение ассортимента, качества, цен, уникальных торговых предложений отобранных конкурентов
-
Изучение маркетинговых каналов и стратегий, рекламных кампаний, позиционирования бренда
-
Анализ продаж и финансовых показателей - доходов, прибыльности, динамики роста
-
Изучение целевой аудитории конкурентов и их лояльности
-
Определение преимуществ и недостатков конкурентов
Методология анализа конкурентов:
-
Определение целей конкурентного анализа, которые необходимо достичь
-
Разработка источников и методологии сбора сведений в соответствии с поставленными целями анализа конкурентов
-
Сбор информации о конкурентах в соответствии с разработанной методологией
-
Систематизация и анализ собранной информации о конкурентах
-
Подготовка отчёта по сравнению полученных данных о конкурентах
-
При необходимости — разработка рекомендаций на основе полученных результатов
Сбор информации о конкурентах может включать разный состав сведений:
-
выявление планов развития
-
финансовые показатели деятельности
-
выявление клиентов, в том числе недовольных конкурентом
-
выявление поставщиков
-
выявление состава использующегося оборудования
-
выявление вновь появившихся товарных позиций и услуг
-
выявление цен и ценовой политики
-
выявление маркетинговых активностей
-
выявление внутренних процедур и правил, включая стандарты продаж
Источники информации о конкурентах:
-
Официальная отчётность предприятий перед госорганами, в т.ч. финансовая
-
Годовые публичные отчёты предприятий
-
Анализ материалов сайта
-
Интервьюирование сотрудников, в том числе бывших (недавно уволившихся)
-
Изучение конкурентов методом Тайного покупателя
-
Публикации в отраслевых изданиях
-
Материалы судебных заседаний
-
Анализ ж/д перевозок
-
Анализ импорта и экспорта
-
Анализ статистики продаж
-
Независимая оценка удовлетворённости и лояльности клиентов конкурента
-
Анализ патентов и лицензий
-
Анализ сертификатов и деклараций на продукцию конкурента и др.
Анализ деятельности конкурентов помогает нашим Заказчикам улучшать свои продукты и услуги, привлекать новых клиентов и удерживать существующих, оставаться конкурентоспособными.