Комплексные и предынвестиционные исследования рынка включают в себя анализ спроса и предложения, оценку ёмкости рынка, выяснение структуры спроса, уровень загрузки и планы производителей, прогноз продаж, цен и другие составляющие, в зависимости от ситуации.
Предынвестиционные исследования обеспечивают Заказчиков исходными сведениями, которые необходимы для принятия обоснованного решения о целесообразности инвестирования в проект или отказа от него. Здесь Заказчику важно предоставить данные о всех конкурентных преимуществах, которые помогут успешно реализовать проект и обеспечить возврат вложений.
Общая картина рынка, рыночные возможности, анализ рисков, сценарные прогнозы — главные акценты в предынвестиционных исследованиях.
Классификация (типология) предынвестиционных исследований:
|
Параметры ситуации проекта перед исследованием |
Тип предынвестиционного исследования |
|
Определённость с продукцией проекта |
Ключевые факторы проекта |
Источник финансирования |
|
Продукция не определена |
- |
- |
Поисковое предынвестиционное исследование |
|
Продукция проекта определена |
Не проверены |
- |
Предварительное предынвестиционное исследование |
|
Проверены |
Собственный капитал |
Полное предынвестиционное исследования
(без направления внешнему инвестору) |
|
Привлечённый капитал |
Полное предынвестиционное исследования
(с направлением внешнему инвестору) |
Типология исследований зависит от ситуации по проекту перед исследованием:
-
Если Заказчик ещё не определился с продукцией проекта и хочет найти перспективный для себя бизнес, то проводится поисковое исследование. Поиск производится в соответствии с согласованными критериями отбора и с учётом конкурентных преимуществ Заказчика.
-
Если Заказчик уже определился с продукцией проекта, но ещё нет уверенности в реализуемости проекта, то проводится предварительное предынвестиционное исследование. На этом этапе проверяются ключевые элементы – доступность технологий, сырья и другие аспекты.
-
В случае, когда Заказчик уверен в возможности реализации проекта, проводится Полное предынвестиционное исследования, которое обеспечивает исходными данными экономические расчёты по окупаемости проекта (ТЭО, бизнес-план), а также описывает ситуацию на рынках и их участников.
-
Иногда для расчётов необходимы только количественные показатели рынка (объёмы, цены). В этом случае такой укороченный вариант нашли отражение в услуге «Предынвестиционные исследования рынков для подготовки ТЭО, бизнес-плана, НИОКР».
Полнота данных может отличаться в зависимости от необходимости привлечения внешнего финансирования. В последнем случае для внешнего инвестора более подробно излагаются сведения о продукте, технологии, зависимостях – то, что обычно исключается при исследовании для участника рынка, который их знает лучше исследователей.
Комплексные исследования чаще всего заказываются участниками рынка. Такие исследования направлены на отслеживание изменений на рынке, понимание причинно-следственных связей: как внешние факторы и действия участников рынка влияют на рынок (на уровень цен, объёмы потребления, масштабы импорта или экспорта). Авторами части таких действий или бездействий являются сами Заказчики.
В комплексных исследованиях важны детали происходящего на рынке. На их основании могут приниматься решения относительно необходимости изменения ассортимента, масштабов и режимов выпуска продукции, цен реализации и политики скидок, изменения мотивации персонала, интенсификации усилий по продвижению, создания соглашений и другое.