География исследования: Российская Федерация и страны СНГ (кроме Украины).
Порядок выполнения работ:
Работы включают два этапа:
1. Изучение потенциала рынка СПГ в качестве моторного топлива в РФ и СНГ (кроме Украины).
2. Сравнение технико-экономических показателей эксплуатации транспортных средств с использованием СПГ и традиционных видов топлива.
Цель работ
Целью работы является оценка эффективности и перспектив использования СПГ (сжиженного природного газа) в качестве ГМТ для различных видов транспорта с последующей разработкой схем размещения объектов бункеровки/заправки транспорта и подготовкой рекомендаций по запуску проектов мало и среднетоннажного производства СПГ.
Требования к выполняемым работам
Этап 1. Изучение потенциала рынка СПГ в качестве моторного топлива в РФ и СНГ (кроме Украины).
1. Детальный анализ потенциального спроса на СПГ
в качестве ГМТ со стороны собственников локомотивной и автомобильной техники за счет возможного перевода техники на СПГ посредством модернизации или закупки нового парка. Анализ должен включать:
1.1. Отбор потенциальных потребителей и / или групп потребителей СПГ (по территориальному признаку) по критерию общей величины потенциального объема потребления СПГ по видам техники:
- 50 крупнейших операторов коммерческого грузового автотранспорта;
- 50 крупнейших операторов муниципального автотранспорта городов с населением более 300 тыс. человек;
- 50 крупнейших владельцев / групп владельцев (по территориальному признаку) парков карьерной техники;
- 40 крупнейших операторов магистральных / маневровых тепловозов.
1.2. Профиль функционирования парка техники отобранных потенциальных групп потребителей СПГ, включая:
- Регионы (или другие выбранные обособленные территориальные единицы);
- Основные маршруты движения техники;
- Месторасположения заправок топливом;
- Режимы работы техники (график загрузки техники) и ее эксплуатационные характеристики, зависящие от вида и особенностей товарно-транспортной работы;
- Объемы потребления топлива.
1.3. Справку о наличии собственных парков автомобильной техники и локомотивов у владельцев частных подъездных путей и территорий предприятий (без выхода на сеть общего пользования).
1.4. Анализ потребностей в обновлении парков ОАО «РЖД» и автомобильной техники по каждой из групп потенциальных потребителей в РФ и СНГ (кроме Украины); анализ их объемов перевозок, наличие локомотивных парков, планов по закупке техники по регионам РФ и СНГ.
1.5. Анализ стимулирующих программ и мер государственной, региональной и муниципальной поддержки перевода транспорта на СПГ в регионах расположения парков потенциальных клиентов.
2. Обобщение информации на основе анкетирования потенциальных потребителей, указанных в п.1.1. по текущим проектам и планам перевода техники на СПГ или замещения на технику, использующую СПГ в качестве ГМТ, отобранных потенциальных потребителей СПГ (календарные планы реализации, объемы работ и финансирования, объемы потребления СПГ, дальнейшие перспективы).
3. Ранжирование текущих, запланированных и перспективных проектов перевода / замещения автомобильного и железнодорожного транспорта по объему потребления СПГ и срокам реализации проектов по регионам (или другим выбранным обособленным территориальным единицам) отобранных потенциальных потребителей СПГ.
Этап 2. Сравнение технико-экономических показателей эксплуатации транспортных средств с использованием СПГ и традиционных видов топлива.
1. Анализ текущего состояния и перспектив производства техники на СПГ:
1.1. В части разработки и производства газотурбовозов на СПГ (в разрезе производителей и серий тепловозов: плановые технико-экономические характеристики, объемы в секциях, сроки разработки КД, опытных образцов и проведения сертификации).
1.2. В части разработки и производства автомобильной техники на СПГ отечественных и зарубежных производителей – «Русские машины», «КАМАЗ», «МАЗ», «БелАЗ», Caterpillar с приоритетом на российских производителей (текущие объемы и планы развития производства, текущие и перспективные проекты по производству техники на СПГ, технико-экономические характеристики техники, объемы и сроки разработки конструкторской документации, опытных образцов и проведения сертификации).
2. Сравнительный анализ технических и эксплуатационных характеристик существующих магистральных и маневровых тепловозов и газотурбовозов на традиционном топливе и на СПГ (производства ОАО «Синара - Девелопмент», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Желдорреммаш», ЗАО «Трансмашхолдинг» /Caterpillar, General Electric).
3. Сравнительный анализ технических и эксплуатационных характеристик существующей российской и зарубежной автомобильной техники (включая коммерческий грузовой автотранспорт, муниципальный автотранспорт, карьерную технику) на традиционном топливе и на СПГ.
4. Финансово - экономическая модель перевода автомобильной техники (включая коммерческий грузовой автотранспорт, муниципальный автотранспорт, карьерную технику) и магистральных и маневровых тепловозов на СПГ по двум вариантам:
a) Переоборудование существующей техники на СПГ (полное или частичное использование СПГ
в комбинации с традиционным топливом);
b) Замещение существующей техники новой на СПГ (полное или частичное использование СПГ
в комбинации с традиционным топливом).
- Сбор данных и сравнение экономических показателей и стоимости жизненного цикла (LCC – life cycle costs) техники на СПГ и их аналогов на дизельном и другом топливе;
- Проведение оценки экономической эффективности перевода / замещения автомобильной техники и локомотивов на СПГ с учетом стоимости производства, систем экипировки автомобильной и железнодорожной техники, необходимого дооборудования депо, ремонтных и складских хозяйств, операционных затрат на поддержание, ремонт и хранение топлива, стоимости закупки СПГ по сравнению с традиционным топливом в регионе.
4. Определение максимальной цены СПГ по регионам в качестве топлива для достижения окупаемости проектов перевода/замещения техники.
5. Подготовка рекомендаций об экономической целесообразности реализации проектов производства СПГ для отобранных потенциальных потребителей / групп потребителей по регионам (или другой выбранной обособленной территориальной единицы).